Физика – несомненно один из самых трудных, самых необычных и самых интересных предметов школьной программы.

Трудность связана с тем, что физика – наука о природе, а природа, по словам Исаака Ньютона, «говорит с нами языком математики». Многие взрослые вспоминают уроки физики, наполненные бесконечными решениями задач и вычислениями, вычислениями…

Однако, программа вальдорфской школы построена так, что изучение физики может стать очень интересным и эффективным.

Главное отличие состоит в том, что впервые с физикой ученики знакомятся не в 7-м классе, как того требует стандартная государственная программа, а в 6-м. Под руководством своего классного учителя дети знакомятся с основными разделами физики – оптикой, акустикой, учением о тепле, электричеством и магнетизмом. Изучение физики ещё свободно от формул и вычислений, главное – научиться наблюдать, ставить опыты, описывать наблюдения, делать выводы. Ученики чувствуют себя первооткрывателями, уроки проходят в виде лабораторий, где постоянно что-то происходит.  Ни одно знание не даётся без того, чтобы не увидеть сначала изучаемое явление, не поставить опыт, не потрогать руками… Не удивительно, что большинство детей с нетерпением ждут эпохи физики в 7-м классе!

В 7-м классе начинается «настоящее» изучение физики. Здесь будут и физические величины, и законы, и формулы, и решение задач. Но учитель старается сделать это интересным и наглядным. Основным подходом является феноменологический подход. Каждое явление предстаёт перед учеником  в виде некого феномена, который ученики будут изучать методично, меняя условия эксперимента и ставя многочисленные опыты. Каждый опыт тщательно описывается, обсуждается в классе и, если возможно, повторяется дома. Таким образом, вся семья может быть вовлечена в изучение предмета!

В 7-м классе единственным учебником является тетрадь ученика. Это очень важно, чтобы каждый ребёнок самостоятельно делал записи, рисунки, выводы. Тогда на самом деле каждый  становится соавтором изученных физических теорий! Делая чертежи установок, вычерчивая схемы, ученики гораздо глубже проникают в суть изучаемого, чем если бы они просто рассматривали  иллюстрации в учебнике.

Например, основная тема 7-го класса - «Архимед и его машины».

В течение двух недель первой эпохи ученики не только изучают простые механизмы, но знакомятся с основными физическими величинами  и единицами их измерения: масса, объём, сила, работа, мощность, коэффициент полезного действия… Изучение простых механизмов происходит на примере реальных механизмов и инструментов. Чтобы родители были в курсе того, что делают дети, в конце эпохи их приглашают принять участие в заключительном уроке.

На второй эпохе к ранее изученным величинам добавляются понятия плотности, давления. Ребята изучают закон Архимеда и условия плавания тел. Дети конструируют модели судов, которые мы испытываем в аквариуме, но вот уже несколько лет семиклассники выезжают летом за город, чтобы рассчитать и построить настоящий плот, на котором они могут переправиться через реку! Так теория приобретает практический смысл.

 

 Не меньше экспериментов ставится и в 8-м классе, основными темами которого являются тепловые явления, электричество, магнетизм и оптика. К концу 8-го класса все темы, необходимые к изучению по государственной программе, пройдены. Главный принцип – ничего не давать в готовом виде. Любой закон дети выводят сами, ставя эксперименты, наблюдая и делая вычисления. Благодаря родителям, уроки физики хорошо оснащены: лабораторная посуда, термометры, электроизмерительные приборы, линзы, штативы, многочисленные модели.  Кроме того, на уроках используется много бытовых вещей – наверное, родители бывают удивлены, когда дети заявляют о необходимости принести термос со льдом или консервную банку… Много сделано руками родителей и учеников – например, рычаги-линейки, которые мы используем для изучения условия равновесия рычага, штативы..

 

Чем старше становятся дети, тем больше появляется возможностей для аналитической деятельности, появляется больше абстрактных понятий, но по-прежнему, экспериментальная часть учебного процесса остаётся очень важной. Учебный год в 9-м, 10-м и 11-м классе заканчиваются физическим практикумом – серией лабораторных работ, которую ученики выполняют самостоятельно и обрабатывают полученные результаты.

 

Физика является довольно популярным предметом, ежегодно выпускники 9-го и 11-го класса выбирают физику для сдачи экзамена и получают баллы, превышающие средние баллы по городу, области и стране в целом.

Для тех, кто хочет глубже изучить физику, в школе ведётся спецкурс по решению физических задач.

Родители задают множество вопросов о преподавании различных школьных дисциплин. Главный вопрос, конечно, о прохождении государственной программы. Я уверена, что при эпохальном преподавании мы имеем гораздо больше возможностей для качественного прохождении программы. Посудите сами: отдельные еженедельные уроки, распылённые среди прочих уроков, или глубокое погружение в предмет на эпохе? Многолетний опыт школы не оставляет никаких сомнений… На полутарочасовом уроке мы успеваем и проверить домашние задание, и проделать эксперименты, и обсудить результаты, и сделать выводы. И всё тщательно и неспешно.

Часто спрашивают меня о наших выпускниках. За годы существования школы множество выпускников выбирали вуз, в котором физика являлась одним из ведущих предметов. Это и наш университет, и такие известные вузы как МГУ (физический факультет), МФТИ, МГПУ (факультет фундаментальной физики), Военно-космическая академия имени Можайского, МАИ, МЭИ, Геолого-разведочный университет.

В прошлом 2018 году на базе нашей школы была открыта стажировочная площадка ВИРО (Владимирский институт развития образования)  "Формирование функциональной грамотности школьников в условиях реализации ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт)". В рамках этого проекта для слушателей курсов повышения квалификации по физике, математике и биологии учителя вальдорфских классов дают открытые уроки, что, несомненно, является высокой оценкой нашей работы.

Copyright © 2018 Владимирская Вальдорфская школа. Работает на HostCMS