Владимирская Вальдорфская Школа

Эвритмия в школе

Эвритмия - урок, обязательный для вальдорфских школ. С 2020 учебного года в нашей школе преподавание эвритмии будет вестись эпохами по 3 недели. Первая эпоха: с 5 по 23 октября. На заключительные занятия каждого класса будут приглашены родители, пройдут своеобразные открытые уроки по эвритмии, чтобы родители могли увидеть и понять, чему научились их дети.

Что же такое эвритмия и для чего она нужна?...Эвритмия, в переводе с греческого — «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия, как искусство движения, основана на закономерностях речи и музыки: она являет нам собой один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве.
Эвритмия в школе ведет ребенка по пути здоровья и успеха, как художественное движение. Одной из негативных тенденций современности является преобладание пассивного восприятия художественной культуры, которое ведет к ослаблению творческих сил человека. Особенно остро эта проблема проявляется в детстве, в период дошкольного и начального школьного образования. Размышляя о том, каким образом можно ввести элемент активного художественного творчества в жизнь детей, можно выделить путь, когда образование дополнено особым художественным движением, которое гармонизирующе и целостно воздействует на все существо растущего ребенка.

Такую возможность предоставляет эвритмия – искусство художественного движения, имеющее огромный терапевтический потенциал. Здоровье ребенка, живое детское мировосприятие, успехи в обучении и творчестве зависят в том числе и от правильной ритмичной организации жизни, когда ритмы целительно воздействуют на жизненные процессы. Ритм – основа жизни человека, природы, Вселенной. Движение и ритм присуще всему живому на земле. Ритмично сменяют друг друга времена года, ритмично происходит дыхание и сердцебиение. Музыка и речь – это тоже движение во времени, в основе которого лежит ритм. Дети внутренне переживают ритмы поэтической художественной речи или музыкальные ритмы. В основу эвритмического движения положено переживание поэтической речи или музыкальных произведений. В эвритмическом движении это переживание становится видимым, выступает в художественной форме. В этом заключен мощный терапевтический импульс – связь внутреннего существа человека и его внешнее выражение в движении, потому что душа и тело человека едины. Воздействуя целительно на внутренний мир ребенка через элемент художественного движения на основе классической музыки и поэтической речи, ему будет оказана помощь и на физическом, телесном уровне, и наоборот. Таким образом, здоровье растущего ребенка будет укрепляться на основе целостности и взаимосвязи физического и психического в человеке.

В настоящий момент разработана программа по эвритмии для 1-11 классов, которая является связующим звеном между различными предметами и в художественной форме интегрирует содержание учебных дисциплин, побуждая учащихся самовыражению и более глубокому изучению. В начальной школе очень важно воспитать любознательность детей, изобретательность, поддержать дух экспериментирования. Этому способствует и свобода движения, освоение телесности, уверенность ребенка в собственных возможностях. Это касается как ловкости и координации, так и хорошей ориентации в пространстве. Такой аспект соотношения телесного в пространстве тесно связан и с умением ребенка взаимодействовать с сверстниками и со взрослыми. Таким образом, появляется задача развития социального существа ребенка, которая также решается средствами эвритмии, когда художественная форма того или иного произведения возникает путем совместного действия, общего движения группы детей.

Говоря о маленьких детях, нельзя не отметить их особое доверие к окружающему миру. Это чувство выражает детский взгляд и поступки ребенка. Маленькие дети принимают происходящее на веру. Жизнь взрослых людей непонятна для них, и дети все явления наделяют смыслом. Такой способ постижения бытия Н.Ф. Голованова называет мифологическим, так как мифы особым образом оправдывали происходящее в жизни людей и природе. Поэтому и весь мир кажется ребенку живым, одухотворенным, непосредственно связанным с ним самим. В начальной школе постепенно изменяется сознание детей – они отделяют себя от мира и находят собственную внутреннюю жизнь. Это сложное изменение сознания происходит успешно, если взрослые внимательно относятся к новым душевным переживаниям растущих детей, и эвритмия помогает ребенку совершить этот переход.

В дошкольном возрасте занятие эвритмии происходит в форме волшебной истории, где действуют разные царства природы – минералы, растения, животные и люди, а также стихии воды и воздуха, ветер и снег, тепло и холод.

На уроках эвритмии в первом классе ребенок еще вживается в образы сказок.

Во втором классе дети находят отражения и соответствия в мире живой и неживой природы – через чувства других людей и животных, посредством наблюдения зеркальных форм в минеральном мире и растениях.

В третьем классе, когда ребенок открывает «секрет собственных мыслей», которые недоступны другим, впервые остро переживается одиночество. Тогда детям нужна помощь и поддержка их чувства уверенности в себе, стабильности мира, дома, семьи. В эвритмическом пространстве третьеклассников появляются пространственные формы с перекрещиванием, которые позволяют растущему ребенку укрепить себя и найти путь самовыражения в сообществе других людей. Большое значение для детей играет музыка, интервалы, мелодия, ритм. Таким образом, эвритмическое движение дает в концентрированном виде необходимую для души ребенка пищу, по сути являясь квинтэссенцией всего образования.

Дети одеваются перед уроком в эвритмическую тунику и тапочки. Цвет туники - все нежные оттенки зелёного цвета. Малышам можно желтый цвет. Ткань натуральная: х/ б или вискоза. Туники свободные, одеваются поверх одежды ребёнка. Примеры выкройки туник:

В данной статье использовался материал ведущего образовательного портала России INFOUROK.RU И мы с радостью отмечаем все больший интерес к методам вальдорфской педагогике со стороны традиционной школы.

Copyright © 2018 Владимирская Вальдорфская школа. Работает на HostCMS