Владимирская Вальдорфская Школа

Собственно говоря, с этого маленького объявления все и началось…

 
Союз» Вальдорфская инициатива» организует воскресную группу детского сада. Ждем вас 18 февраля в 18.00 в отделе народного образования Октябрьского райисполкома по адресу: Октябрь-ский проспект, дом 47, 3 этаж. Справки по телефону: 3-09-02.

 

Стаья из газеты — 1990 год

На занятие вместе со своими мамами и папами пришли малыши» от 3,5 до 7 лет. Поскольку учеников» оказалось больше ожидаемого, их пришлось разделить на две группы. Вместе с учителями ребята под музыку играли в различные игры, разучивали веселые считалки и скороговорки. Затем слушали увлекательную сказку, рассказанную педагогом. Завершился урок рисованием. Пока ребята занимались «своим делом», учитель химии школы № 3 Е.А.Еськова познакомила родителей с методами и задачами почти неизвестной у нас вальдорфской педагогики, с особенностями преподавания в вальдорфских школах и детских садах.
Конечно, этот урок был лишь робкой попыткой использования практики вал ьдорфской педагогики ее владимирскими поклонниками. И все же, считать его событием ординарным и незначительным, на мой взгляд, никак нельзя. Инициатива учителей-энтузиастов заслуживает самого пристального внимания и всемерной поддержки.

Кому сегодня нужно доказывать, что «самая передовая» советская педагогика переживает кризис не меньший, чем наша экономика? О каком качестве образования, о каком раскрытии духовного и интеллектуального потенциала в общеобразовательных школах можно говорить, если по данным известного теоретика педагогики профессора 8.И.Гурченко до творческих высот в разностороннем развитии способностей поднимается только 1-3 процента их выпускников?! Задумайтесь — это один из тридцати, один из ста!)

А недавно мир обошли' сенсационные данные, полученные Институтом Гэллала: 13 процентов советских школьников не смогли найти на географической, карте территорию… своей, страны! Дальше, вроде, ехать некуда…

Понятно, что многие учителя, не желающие быть ремесленниками от. педагогики, непрестанно ищут новые формы и методы преподавания и воспитания, стремятся поднять свою работу до высот истинного искусства.

Чем же привлекает их вальдорфская системе? Наверное, тем, что эта школа. — серьёзная альтернатива административно — карательной школе, с ее узконационалистическим обучением, подгоняющим индивидуальность детей под «усредненную» гребенку. Ведь цель вальдорфской педагогики — «воспитание человека гармоничного во всех появлениях своей сущности — в мыслях, чувствах и воле». Ее пронизывает не декларативная, а подлинная любовь к каждому ребенку, независимо от его способностей и наклонностей. Учитель вальдорфской школы, прежде всего, слуга ребенка». (Многие ли наши школы безболезненно согласятся с такой формулировкой?) Практика школы основывается на глубоком знании детской психологии и возрастных особенностей, на индивидуальном подходе к каждому ученику. В программу обучения, помимо привычных нам предметов, обязательно входят занятия музыкой обучением ребенка игре на каком-либо музыкальном инструменте), живописью, лепкой, эвритмией, рукоделием (вязание, чеканка, переплетное, кузнечное, сапожное, столярное дело, ткачество и т.д.). И всему этому детей с первого по восьмой класс обучает один-единственный учитель. Можно ли усомниться в квалификации столь универсального педагога?

Первая вальдорфская школа была организована в 1919 году в Штутгарте философом Рудольфом Штайнером по просьбе работниц табачной фабрики «Вальдорфастория». Вскоре аналогичные школы появились и в других городах Германии. Но с приходом к власти фашистов они были закрыты, а вальдорфская педагогика оказалась под запретом.

Сегодня в мире насчитывается около 500 вальдорфских школ и свыше 1000 детских садов. Они пользуются заслуженным признанием и популярностью во многих странах. И лишь СССР долгие годы оставался страной не только одной партии, но и одной школы, столь же непогрешимой.

Не так давно Центр вальдорфской педагогики открыт, наконец-то, и в Мо скве. Налажено сотрудничество со многими зарубежными Центрами, В сентябре 1992 года состоится первый в России выпуск дипломированных специалистов, имеющих право работать в вальдорфских: школах и детских садах. Сильные вальдорфские группы уже действуют в Рязани, Екатеринбурге, Казани, Обнинске. Они организуют недельные курсы и приглашают зарубежных специалистов для чтения лекций. (Кстати, такие курсы уже окончили и некоторые владимирские учителя.)

Рассказать об особенностях, оригинальных методиках и всех достоинствах вальдорфской педагогики в небольшом газетном материале попросту невозможно. Да это и не входит в нашу задачу. (Тех, кого заинтересуют вопросы вальдорфской педагогики, могут обратиться к журналу «Семья и школа» — №№ 1-0-12 за 1990 год.) Мы же хотим привлечь ваше внимание к большому и нужному делу, которое-сегодня начинают наши учителя. По сути, они «прорубают окошко в завтра». Увы, пока — на голом энтузиазме…

Образование школы

В 1991 году во Владимире образовалась группа учителей, не только понявших, что народное образование в России практически оказалось в тупике, но и имевших желание и силы работать по-другому. Вдохновителем и организатором группы стала учитель химии ср. школы №3 Еськова Елена Алексеевна. В это же время состоялось первое, почти случайное знакомство с учителями и учениками Вальдорфской школы из Западного Берлина. Мы поняли — это та школа, о которой мы мечтали. Вальдорфская педагогика сначала заинтересовала, потом захватила полностью. Она настолько органично соединяла образование и воспитание с развитием ребенка, что мы решили: во Владимире будет такая школа!
Начался трудный и невероятно интересный путь! Узнав, что в Москве образован центр вальдорфской педагогики, при котором существует периодический семинар, мы начали учиться. Через год, в 1992 году был открыт первый класс вальдорфской ориентации, классным учителем которого стала Елена Алексеевна, еще через год — второй класс… И хотя мы шли к определенной цели, видели ее, каждый год мы получали от вышестоящих органов право на жизнь в течении года, трех лет, восьми лет… И так уже в течение 10 лет школа прибывала на один класс, а в 2002 году школу покинули ее первые  выпускники.Сегодня в 11  классах обучается около 190 учеников и работает 17  учителей.
За эти годы школа дважды меняла свой номер и трижды переезжала в новое здание, пока не обжилась окончательно в помещении бывшего детского комбината на улице Луначарского под покровительством средней общеобразовательной школы №29.

Вся 12-летняя жизнь школы в десятке строк. На самом деле за каждой строчкой стоит целая жизнь. Ничего не давалось легко…

Вначале необходимо было просто выжить. Работали и учились одновременно. Понятие «каникулы» было относительным, как только начинались каникулы, ехали на семинар. Из той, самой первой команды, сегодня в школе работают четыре человека – Елена Еськова, Ирина Климова, Елена Шумилина и Татьяна Качалова. Люди приходили и уходили, это, пожалуй, было самым трудным – собрать коллектив, творческий, жизнеспособный. Но каждый год школа прирастала учителями, каждый приходил в школу своим путем. (ссылка – Коллегия)

Школа жила и ждала того момента, когда первые ученики сдадут экзамены. И вот, наконец, этот час пробил. Школа тогда официально была частью школы №3. Внимание было пристальным, но какое мы испытали облегчение, когда эта высота была взята, и в школе появился 10 класс. Дальше было легче. Еще легче стало после того, как два выпуска учеников показали свою способность поступать в вузы, теперь выпускники делают рекламу нашей школе, а учатся они в самых разных вузах нашего города, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода…

Наверное, мы не смогли бы пройти этот путь, если бы не было людей, которые на разных этапах жизни школы помогали нам. Мы им бесконечно благодарны. (ссылка на друзья)

Школа… То, что есть у каждого человека, как мама, как Родина… В конечном итоге школьная жизнь (11 лет!) составляет значительную часть жизни каждого человека.

Наши дети любят свою школу, а кто-то из великих сказал, что школа, которую любят дети, хорошая школа…

 

Copyright © 2018 Владимирская Вальдорфская школа. Работает на HostCMS