Валентина Александровна Тумакова

1, 2

Есть такая школа в городе Владимире

Все началось в далеком теперь уже 1989 году. В город Владимир через туристическую фирму "Спутник" прибыла группа немецких школьников из вальдорфской школы города Берлина. Руководителем группы была учительница русского языка Элизабет Сазонова. Ребята пришли на встречу с русскими школьниками в школу №3, где я была директором, сама по специальности учитель немецкого языка. Из короткого общения возник интерес к необычной, как теперь говорят, альтернативной педагогике и технологии преподавания в немецкой школе г.Берлина. Далее были организованы обмены группами школьников и учителей уже при директоре школы №3 Мартьяновой Г.И.
Однако, работая в это время заведующей отделом образования администрации Октябрьского района г.Владимира, я не оставила идею глубже познакомить учителей района с такой необычной методикой, где один классный учитель преподает все основные предметы до 8 класса, урок длится не 45 минут, а 2 часа. Учебный процесс делится на эпохи с погружением в один из предметов. Писать первые буквы и цифры учат не школьной ручкой, а восковыми мелками, да еще страницу тетради дети раскрашивают по своему настроению. Оценок совсем не ставят, учителя лишь одобряют старания детей. Все ученики играют на деревянных флейтах, изучают музыку, играют в оркестрах, рисуют совсем необычным образом. Освоению первых математических знаний помогают ритмические движения. И еще многое необычно в этой методике, признанной во всем мире.
В центре внимания находятся ученик, его личность, индивидуальные способности и возможности, заложенные природой, которые надо развить, осторожно и бережно помочь в становлении характера и мировоззрения.
К тому времени я сама вместе с учительницей школы №3 Еськовой Еленой Алексеевной побывала в Берлине в вальдорфской школе с группой учеников. Поездка помогла укрепить отношение к этой разумной , гуманной, основанной на глубоких знаниях антропософии, психологии и физиологии развития маленького человека педагогике. Формировались и личные связи. Знакомство с семьями, дети в которых обучались в вальдорфской школе, дружеские связи наших ребят с немецкими, переписка, совместные встречи стали систематическими.
В отделе образования была создана группа учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, так называемая "Вальдорфская инициатива". Изучали литературу, скудную тогда, противоречивую. Установили связи с Московским Центром Вальдорфской педагогики, возглавляемым господином Пинским. Стали приглашать на наши семинары методистов из г.Рязани, С.-Петербурга, где уже работали такие школы. Изыскивала средства на участие наших учителей в методических семинарах в Москве и других городах.
В это же время начала работать воскресная школа для дошколят на базе детского сада №24. Особую инициативу и заинтересованность проявляли учителя школы №3 Еськова Елена Алексеевна и Климова Ирина Львовна. Искали возможность открыть первый класс. Нас поддержал директор областного департамента образования Гурбатов Н.Д., сам хорошо знакомый с вальдорфской педагогикой, понимавший реальную возможность применения основных ее принципов в современной русской школе. Готовились документы для утверждения экспериментальной программы "Вальдорфская инициатива". Большую помощь в создании пакета необходимых документов оказала кандидат педагогических наук, преподаватель педагогического университета Аринина Ольга Николаевна, которая читала курс "Альтернативные методики обучения" для студентов ВГПУ.
Искали помещение для размещения первого класса. Гурбатов Н.Д. помог открыть первый класс на базе городского Дома учителя.
Я же проводила работу по закрытию одного из детских садов, где уменьшился контингент детей в связи со снижением рождаемости по стране в целом. Надо было убедить городское и районное руководство в необходимости предоставить этой школе помещение и помочь ее становлению. Поддержка была и со стороны родителей, для которых также проводились специальные занятия и беседы.
Началась серьезная работа по ремонту и переоборудованию двухэтажного здания, бывшего детского сада. Это было самое трудное время для нашей страны- начало 90-х. Почти полное отсутствие финансирования всей системы образования вплоть до невыплат зарплаты учителям. А тут надо было вкладывать солидные средства на создание вновь материально-технической базы нового учреждения. А ведь в районе надо было поддерживать еще 14 школ и 25 детских садов.
Вот в это время и была особенно значимой и существенной помощь немецких друзей, педагогов Берлинской школы имени Рудольфа Штайнера, основателя вальдорфской педагогики. Начались систематические недельные семинары 2 раза в год во Владимире под руководством старшего методиста господина Гизельхера Вульфа. В семинарах участвовали 5-6 учителей, методисты по детским дошкольным учреждениям. Стали систематическими поездки на стажерскую практику в берлинскую школу и детский сад наших учителей и воспитателей.
Немецкие друзья помогали и материально: привозили с собой по возможности необходимые для уроков восковые мелки, краски, кисти, бумагу. Помогали в приобретении деревянных флейт. Привозили несколько раз гуманитарную помощь продуктами питания для школы №3, филиалом которой в ту пору были вальдорфцы. Особо нуждающимся учителям привозили денежную помощь. Каждый раз, приезжая во Владимир, и сейчас передают денежные средства вальдорфской школе на обучение учителей, на приобретение необходимого.
Путь становления вальдорфской школы был трудным. Я, как руководитель отдела образования района, испытывала постоянное сопротивление со стороны чиновников всех уровней, коллег-руководителей отделов образования города и области, простых учителей, родителей, основанных на незнании сути и основных принципов вальдорфской педагогики. Меня гласно и негласно обвиняли в пристрастии к иностранной педагогике, противопоставлении ей нашей отечественной. Сомнения начальства подогревали нашумевшие тогда негативные публикации о вальдорфских школах в России и развернувшаяся дискуссия на страницах не только учительских изданий, но и таких газет, как "Совершенно секретно". Приходилось на всех уровнях, используя любую возможность и свой опыт работы, спокойно и убедительно доказывать свою правоту, разумность организованного дела. В каждый приезд немецких коллег организовывала встречи с главами администрации района и их заместителями г.Владмира, руководителями органов управления образования всех уровней, в ходе которых доказывалось значение контактов с немецкими учителями, партнерской школой в г.Берлине. Менялось руководство, но наше стремление и убежденность оставались прежними и лишь крепли.
Помогло и то, что Министерство образования России во главу угла в реформах системы образования поставило слово "ВЫБОР". И вальдорфская технология преподавания попала в число альтернативных, но далеко не бесконтрольных со стороны органов образования, требующих соблюдения государственных стандартов. Этим и осложняется работа школы, находящейся на государственном финансировании, не являющейся частной школой. Однако школа работала, немецкие коллеги в каждый свой приезд отмечали рост уровня преподавания наших учителей в духе вальдорфской педагогики. Следует отметить и то, что в школе нет слепого подражания чему-то иностранному. В основе преподавания - русская история и культура.
Работая последние годы заведующей отделом опеки и попечительства несовершеннолетних, помогаю развить еще одно важное направление установившихся контактов с берлинской школой- социальная направленность обмена группами школьников.
Уже дважды приезжали немецкие старшеклассники на социальную практику в г. Владимир. Они в течение 2-х недель работали с детьми во Владимирском Доме ребенка, Социальном приюте для несовершеннолетних, детском санатории №3, знакомились с системой социальной помощи детям, формирующейся в г. Владимире. В эти дни наши старшеклассники находятся в Берлине на такой же социальной практике. Наша школа совместно с берлинской участвует в социальном проекте, организованном при поддержке Фонда Роберта Боша в Германии. Надеемся на финансовую поддержку наших контактов, обменов делегациями со стороны этого фонда.
Итак, вальдорфская школа в г.Владимире состоялась. После 15 летних усилий всех заинтересованных структур у нас во Владимире с помощью немецких педагогов под руководством инициатора и организатора всех контактов госпожи Элизабет Сазоновой можно говорить о первых положительных итогах. Состоялись первые выпуски из 11 класса школы с хорошими результатами. Проблемы, конечно, есть. Но главное - создан коллектив единомышленников из учителей, родителей, учащихся и теперь уже и выпускников, которые на себе испытали разумность, мудрость, глубину в познании личности ребенка, его сопричастности с природой, т.е. все то, что заложено в основных принципах вальдорфской педагогики.

Май 2004 года


Deprecated: mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in /home/bigweruh/public_domains/wl33.ru/core.php on line 13

Deprecated: Function mysql_numrows() is deprecated in /home/bigweruh/public_domains/wl33.ru/templates/footer.php on line 6

Deprecated: Function mysql_numrows() is deprecated in /home/bigweruh/public_domains/wl33.ru/templates/footer.php on line 14

Deprecated: Function mysql_numrows() is deprecated in /home/bigweruh/public_domains/wl33.ru/templates/footer.php on line 15

На сайте: 452 страниц и 160 зарегистрированных пользователей       За 83 месяца сайт посетили: 27425 человек     Онлайн: 8 гостей
Waldorfschule-Vladimir, © 2000-2017 (Bigwer)